Мои предки духоборы

Евгения Кабатова — ученица гимназии № 8 Волгограда.

В нашей семье бережно хранится память об истории рода. Рассказы отца, матери, воспоминания бабушки побудили меня приступить к изучению истории семьи Кабатовых, к составлению нашей родословной. В течение двух лет я занимаюсь в секции «Моя родословная» Волгоградского детско-юношеского центра. Благодаря полученным там знаниям и навыкам была составлена родословная книга, начатая еще моей старшей сестрой Татьяной и продолженная мной. Она состоит из рассказа об истории рода Кабатовых, о жизни моей семьи, фотографий, воспоминаний близких людей. Было создано генеалогическое древо, составлен генеалогический словарь. Целью данной работы является рассказ об истории духоборческого движения в России в связи с историей моей семьи. Род Кабатовых принадлежал к духоборам (духоборцам), членам одной из самых крупных русских религиозных сект, возникшей в XVIII в. Литература, посвященная истории этого движения, взглядам, верованиям духоборов в нашей стране в советское время почти отсутствовала. Сведения об этой секте ограничиваются данными в энциклопедическом словаре или словаре атеиста. Наиболее полно и реалистично раскрывают историю духоборов книги И.А.Малаховой и Н.М.Никольского (см.: Малахова И.А. Духовные христиане. М., 1970; Никольский Н.М. История русской Церкви. М., 1985). Несмотря на то, что в этих книгах проблема сектантства в России рассматривается с атеистических позиций, собранный авторами материал способствует изучению истоков зарождения духоборческого движения, истории взаимоотношений секты с властями. Истоки рода Кабатовых затерялись в глубине веков русской истории. Известно, что мои предки были выходцами из Центральной России. Кабатовы оказались в числе приверженцев духоборческого движения, высланных из России по указу императора Николая I в 1841 г. Мои предки являлись одними из основателей русского поселения Славянка в Елизаветпольском уезде, расположенном в Закавказье. Сейчас это крупное селение в нескольких километрах от райцентра Кедабек Республики Азербайджан. Вокруг села создана горноклиматическая курортная зона. Окрестности Славянки — настоящее царство садов, виноградников, огородов, полей пшеницы, картофеля и пасек. Непосредственно на территории села во многих местах из-под земли бьет ключевая минеральная вода, обладающая лечебными свойствами. Но в середине XIX в. эта местность представляла собой бесплодную пустыню. Каменистая земля казалась непригодной для возделывания. Но поселенцы благодаря своему трудолюбию смогли превратить горное плато в цветущий рай. Как уже упоминалось, после введения на Кавказе общей воинской повинности духоборы решили не брать в руки оружия. В знак протеста против военной службы в 1895 г. жители Славянки совершили акт сожжения оружия. Мой прапрадед, Петр Семенович Кабатов, и все жители Славянки во главе с Кузьмой Тарасовым, одним из лидеров духоборческого движения, приняли участие в этом событии. Огнестрельное и холодное оружие свозили на подводах, сваливали в кучу, обкладывали дровами, обливали керосином и поджигали. Люди, стоявшие вокруг, пели псалмы. Они верили, что свершают правое дело. Этот костер был необходим. Он уничтожал смерть, войну, распри. Вера и совесть сделали этих людей едва ли не первыми пацифистами на земле. Вера, что можно прожить, не убивая друг друга, и готовность жить по совести, делая всё, чтобы предотвратить войну и насилие. После расправы над духоборами в 1899 г. многие из них оставили обжитые родные места и уехали в Канаду. Те, что остались, надеялись на милость и снисхождение нового императора — Николая II. Но надежды не сбывались; репрессии и гонения против крепких духом свободолюбивых духоборов продолжались. В начале ХХ в. Россия, не успев оправиться от революции 1905 г. и войны с Японией, начала вести подготовку к новой войне против Германии. Эти события не могли не коснуться постоянно неугодных властям духоборов. И часть из них — в основном жители села Славянка, в числе которых был и мой прапрадед со своей семьей, все-таки решились на отчаянный шаг. Ранней весной 1912 г. они снялись с насиженных мест и отправились в длительное путешествие к своим землякам и братьям по духу в далекую Канаду.В семье Петра Семеновича и Татьяны Ивановны (моей прапрабабки) в то время было четверо детей: Павел, Григорий, Михаил и Николай. далее

 

ГлавнаяИсторияВераОбщина ПесниФорум Контакты English

2007 © Copyright Духобор.ru. Все права защище
ны.